24 мая в ИБЦ ДиЮ им. Г. Г.
Поротова состоялся мультимедийный урок – путешествие в историю
письменности приуроченный ко дню славянской письменности и культуры.
Ребятам рассказали, что до наших
дней сохранились старинные книги, написанные на пергаменте. Пергамент – это особо выделанная кожа
животных. Эти древнерусские книги не уступали по красоте книгам из других
государств, были очень дороги. Вот
почему считали, что в Древней Руси читать и писать умели только знатные и
богатые люди, а также монахи – они и были главными переписчиками книг. Ну а
весь остальной русский народ считался неграмотным. Но, это неправда.
Наши небогатые предки писали на
бересте. Берестяные грамоты нашли во
многих городах при раскопках. Поэтому мы
можем теперь смело утверждать, что грамотность – была распространена на Руси. Также
во время раскопок были найдены дощечки с бортиками, которые использовались при
обучении детей письму в школе. Выемка в них заливалась воском, и ученики писали
свои упражнения. А писали наши предки острой железной палочкой. Называлась она
«писало». Далее ребятам рассказали о
письмах-рассказах в картинках. Он появился очень давно, когда еще не было букв.
Называют их «пиктограммы». И дошкольники
попробовали написать такие письма на свободную тему и убедились, что не всегда
возможно, точно передать, то, что хочется сказать. Поэтому и возникла
необходимость создания букв.
Кирилл при
помощи своего брата Мефодия создал свою собственную азбуку для славян.
Впоследствии её назвали кириллицей. До кириллицы пользовались глаголицей,
именно ею писали на берестяных грамотах. Но глаголические буквы очень сложные
по написанию, а кириллица гораздо удобней.
Далее ребята узнали, что печатать
книги на станке впервые в России начал мастер Иван Фёдоров, который придумал и
набрал первый русский букварь в 1574 году.
Затем
ребятам рассказали, как учили детей в давние времена. В семь лет ребят отдавали учиться грамоте. В те давние времена в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.
Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю.
В завершении мероприятия – путешествия
мы поздравили ребят с Днём славянской письменности и культуры, и пригласили прийти
к нам 27 мая на познавательно – творческую беседу к общероссийскому дню
библиотек «Мир бесконечно интересный, Волшебный мир библиотек!».
|